Инструменты оценки объединяют активистов и укрепляют социальные движения

Новый инструмент оценки социальных движений поможет участникам определить, в каких сферах движение активно развивается, а что можно улучшить. Но самое важное это то, что начинается после проведения оценки.


By: PeiYao Chen & Natalia Karbowska
May 24, 2018

Photo: Svitlana Dubina

Participants of the young feminists’ camp supported by UWF in 2017. 


Социальные движения играют важную роль в продвижении общественных изменений, но как создать сильное и устойчивое движение? Скажем больше: какие отличительные черты сильного движения и как понять, развивается ли движение или нет? Когда мы в Глобальном фонде для женщин  начали задавать себе эти вопросы, то увидели, что у каждого своё понимание «развития движения». Тогда мы начали глубже изучать феномен социального движения, чтобы лучше понять, как развиваются социальные движения и что им нужно для эффективной работы.

В результате изучения этого вопроса мы пришли к главному выводу: для более эффективной поддержки движения фондам необходимо иметь полное понимание его преимуществ, недостатков и приоритетов. Сегодня существуют различные инструменты оценки потенциала сетей и коалиций, но они не подходят для оценки социальных движений. В отличие от сетей и коалиций у движений нет четкого начала и конца, нет формальной базы участников, а их структура постоянно меняется. Понимая важность всех этих особенностей, сотрудники Глобального фонда для женщин решили создать новый инструмент для оценки потенциала движений, которые поддерживает наш Фонд. Сразу стало понятно, что в этом процессе необходимо задействовать различных участниц движений, поскольку оценить социальное движение без его непосредственных участников невозможно.

С этой целью мы создали онлайн инструмент, который даёт возможность различным участникам движения оценить его преимущества и недостатки и, что самое важное, помогает на основании полученных результатов определить дальнейшее развитие движения. В процессе оценки участникам предлагается ответить на ряд вопросов, касающихся семи различных аспектов их движения: (1) основа из местных организаций, (2) лидерская структура, (3) союзники, (4) общие политические цели, (5) использование различных стратегий, (6) система поддержки и (7) коллективный потенциал, способный обеспечить защиту и безопасность правозащитников. Полученные результаты дают возможность измерить восприятие этих аспектов всеми участниками движения. Кроме того, участники опроса определяют, на каком этапе развития находится их движение и какие приоритеты его дальнейшего развития. Тем не менее, проведение оценки не является конечной целью, скорее это только отправная точка для начала диалога и поиска совместных стратегических решений в рамках движения.

От выводов к действиям

Украинский женский фонд считает, что в Украине отсутствие диалога и сотрудничества между женскими правозащитными организациями с разных регионов и разных поколений препятствует повышению эффективности и влиятельности женского движения в целом. Украинский женский фонд (УЖФ) решил провести пилотную оценку движения с использованием нашего инструмента оценки, чтобы общими усилиями различных представителей женского движения определить существующие проблемы и начать поиск совместных решений. В результате было собрано 115 анкет от 77 организаций и 38 отдельных активистов с разных регионов страны. УЖФ провел 4 региональные встречи, на которых были представлены обобщенные результаты оценки, а также используя данные из оценки было положено начало сложных и критических дискуссий о движении.

В УЖФ мы ожидали, что между представительницами различных организаций возникнут споры и разногласия, но к своему удивлению обнаружили, что у всех было одинаковое видение приоритетов: необходимость сотрудничества внутри движения и с другими движениями, укрепление системы поддержки движения, развитие молодого поколения лидеров и привлечение к движению большего количества молодых женщин.

Мы заметили, что среди участниц оценки было сравнительно мало молодых женщин, и решили провести дополнительный опрос среди участниц феминистского лагеря, который проводится при поддержке УЖФ. Мы попросили девушек определить сильные и слабые стороны, а также приоритетные сферы развития движения и, к нашему удивлению, их ответы почти на 100% совпали с ответами основной массы представительниц женских организаций. Результат показал, что, несмотря на отсутствие диалога, молодые феминистки и действующие женские организации имеют одинаковое видение ключевых проблем и возможностей развития женского правозащитного движения в Украине. Результат оценки дал нам возможность определить, что наша основная задача – объединить усилия разных представительниц женского движения для совместного стратегического планирования и достижения общих целей.

Результаты этой оценки стали основой для разработки стратегии Украинского женского фонда на следующие три года. Основная часть нашей работы направлена на создание пространства и возможностей для диалога и сотрудничества между молодыми феминистками и действующими организациями. Мы понимаем, что объединить всех этих женщин будет непросто, но мы уверенны в нашей стратегии, поскольку она основана на надежных данных – эти женщины сами сказали нам, чего они хотят. УЖФ использовал инструмент оценки, чтобы инициировать диалог, а теперь организация начинает применять полученные результаты на практике.

Например, одним из приоритетов в развитии движения участницы опроса назвали систему поддержки женского движения в Украине, в том числе развитие потенциала участниц в ведении активной адвокационной деятельности. В связи с этим, УЖФ будет предоставлять женским организациям поддержку в вопросах лоббирования своих интересов, например, проводить тренинги на тему эффективного анализа решений, принимаемых на местном уровне, и обучать навыкам лоббирования необходимых изменений. Кроме того, УЖФ будет способствовать созданию неформальных сетей и развитию сильных сторон участниц движения.

В следующем году мы планируем провести еще одну оценку, чтобы узнать, чему научились организации-участницы нашего опроса, и что можно улучшить. Мы пригласим больше новых представительниц движения для участия в оценке и как можно больше участниц с разными взглядами и опытом. Мы верим, что мнение и дискуссии с активистками и организациями, представляющими разные части движения, дадут нам возможность получить более точные результаты анализа и повысить эффективность нашей работы.

Один из важных аспектов этого процесса – принять во внимание предыдущий опыт проведения оценки во избежание ошибок. Например, в ходе проведения пилотной оценки одного из местных движений многие его участницы вместо движения оценивали потенциал своей коалиции. Это полностью противоречило цели проекта, поскольку коалиция является лишь частью движения. Украинский женский фонд извлек из этого опыта очень важный урок: перед использованием инструмента оценки потенциала необходимо убедиться, что он подходит для определённой ситуации.

Как фонд, поддерживающий развитие движений, мы видим этот инструмент оценки – лишь как начало долгосрочного обязательства. Первый опыт применения этого инструмента в Украине показал, насколько важно использовать результаты оценки для объединения людей для совместного обсуждения и стратегического планирования. Кроме оказания поддержки участницам движения в анализе результатов, очень важно создать все условия и предоставить необходимые ресурсы и пространство, чтобы у них была возможности действовать на основе результатов в и планирования дальнейшего развития движения.

 


ПэйЯо Чен - вице-президент по вопросам влияния и эффективности Глобального фонда для женщин(GlobalFundforWomen).

Наталья Карбовская – директор по стратегическому развитию Украинского женского фонда.


 

COMMENTS

Assessment tools can strengthen social movements by bringing activists together

A new measurement tool helps social movement actors identify where they are progressing and where they can improve—but what comes after the assessment is the most important part.


By: PeiYao Chen & Natalia Karbowska
May 24, 2018

Available in:
English | Español | Français | العربية | Русский | Українська


Photo: Svitlana Dubina

Participants of the young feminists’ camp supported by UWF in 2017. 


Social movements are critical to effecting change, but how does one build a strong and sustainable social movement? Perhaps even more important, what do strong movements look like and how does one assess if a movement is becoming stronger? When Global Fund for Women began to ask these questions, we found that “movement building” meant very different things to different people. We began reviewing social movement research to better understand how movements grow and what kind of capacity a successful movement needs.

Our number one lesson from this literature review is that to better support movements, funders need a more comprehensive understanding of their strengths, needs, and priorities. While there are existing tools to assess the capacity of networks and coalitions, they are not appropriate tools for movements. Unlike networks and coalitions, movements do not have clear beginnings or endings, do not have formally defined membership, and their structures are constantly evolving. Recognizing the need for a new kind of tool that would consider these qualities, Global Fund for Women staff sought to design a tool to assess the movements that we were supporting. We realized quickly that this needed to be a participatory process—assessing activist movements without the participation of movement actors was not going to work.

To facilitate this process, we created an online tool to engage diverse movement actors to think about the strengths and challenges of their movement and, more importantly, to help them define what to do with those observations. The tool includes multiple choice questions to capture respondents’ perceptions about their movement along seven dimensions: (1) grassroots base, (2) leadership pipeline, (3) collaboration, (4) collective political agenda, (5) use of multiple strategies, (6) support infrastructure, and (7) collective capacity to ensure safety and security of human rights defenders. Additionally, respondents identify the developmental stage of their movement and priority areas for strengthening. However, the completed assessment itself is not the goal—rather it is the starting point for critical conversations and interventions within movements.

Moving from Insight to Action

In Ukraine, the Ukrainian Women’s Fund felt that the lack of dialogue or collaboration among women’s rights organizations from different regions and different generations was keeping the women’s rights movement from growing stronger and having more influence. The Ukrainian Women’s Fund (UWF) wanted to pilot the assessment tool as a way to uncover these challenges in a participatory way and promote discussion between key actors in the women’s movement. In the end, 115 responses were collected, representing 77 organizations and 38 individual activists from different parts of the country. UWF presented the aggregate findings to participants in four regional meetings, using the data to launch difficult but critical discussions about the movement.

At UWF, we expected organizations to debate with others but were surprised to find that everyone had similar concerns, especially the importance of collaboration within the movement and with allied movements, the need for strengthened infrastructure support for the movement, new leadership, and the need to bring more young women into the movement.

Recognizing that young women’s perspectives were underrepresented in the initial set of respondents, we extended the survey to young women feminists who had participated in the UWF’s young feminists’ camp supported by the UWF, and asked them to identify the strengths and weaknesses of the movement and their top priorities. We were again surprised to discover that the answers from these young women and from mainstream women’s organizations matched almost 100%. This result showed us that even though they weren’t talking to each other, young women and mainstream women’s organizations actually were thinking alike regarding the main obstacles and opportunities in the Ukrainian women’s rights movement. With that insight in hand, we had a clear priority to help them come together to strategize and work toward their shared goals.

This assessment informed the Ukrainian Women’s Fund’s strategy for the next three years. A critical part of our plan is to create space and opportunities for dialogues and collaboration between young women and mainstream organizations. Even though bringing all these women together won’t be easy, we feel confident because the strategy is based on the data—we have their answers of what they want. UWF used the tool to launch a conversation and now the organization is taking the results into action.

For example, participants in the assessment identified support infrastructure as a priority for the women’s movement in Ukraine, including advocacy capacity. To address this need, UWF will be providing support to women’s organizations on how to advocate effectively—such as trainings on how to analyze local decisions and then advocate for desired change. In addition, UWF will encourage these organizations to build informal networks and build off each other’s strengths.

We hope to conduct the assessment again next year, in order to see what participant organizations have learned, and what could be improved. The next time around, we will invite more newcomers to the movement and engage diverse voices and perspectives as much as possible. We know that the opportunity to listen to and engage in discussion with individuals and organizations representing different parts of the movement will deepen our analysis and strengthen our efforts.

Part of strengthening these efforts is recognizing where pilot projects with this assessment tool were not as successful and learning from these experiences. For example, in one pilot study with a local movement, many participants who were invited to the assessment conflated movements with coalitions, and wanted to use the tool to assess the capacity of their coalition—which was not the intention at all, as the coalition was only one of the many actors in the movement. Global Fund for Women learned an important lesson in that pilot: we have to make sure that it’s the right tool for the context.

As funders committed to movement building, we see the assessment as the beginning of a longer-term commitment. Our pilot experience in Ukraine highlighted the importance of using the results to bring people together to discuss, debate, and strategize. Beyond supporting movement actors in analyzing their results, it is critical to follow up with resources and space  so that they can act on the findings and develop strategic plans to strengthen their movements.


PeiYao Chen is the vice president of impact and effectiveness at Global Fund for Women.

Natalia Karbowska is the director of strategic development at the Ukrainian Women’s Fund.


 

RELATED ARTICLES

Earning the trust of human rights supporters

BY: James Ron
Español

Business lessons for human rights: borrowing evidence-based practices

BY: Bill Mawby & Theresa Harris

Human rights evaluation—who is it really for?

BY: Claire Thomas
Español

Can rights organizations use low-burden self-reflection for evaluation?

BY: Brian Root 
Español | Français | العربية

 

COMMENTS